Содержание
образовательного процесса в детском саду выстроено в соответствии с программой «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика - Синтез, 2010г. – 304с.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая
становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные
особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного
воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие,
формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и
компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и
предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие
традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность:
комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей,
всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе
организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль
уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н.
Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе—развивающем
обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное
обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут
выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом
«воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В.
Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший
результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования
ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей
и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и
эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения
ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль,
искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала—его
воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых
произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и
зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом
этапе дошкольного детства.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ
базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических
качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение
безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
1.
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка;
2.
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного
отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными,
добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и
творчеству;
3.
максимальное использование разнообразных видов детской
деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности
воспитательно-образовательного процесса;
4.
творческая организация (креативность)
воспитательно-образовательного процесса;
5.
вариативность использования образовательного материала,
позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями
каждого ребенка;
6.
уважительное отношение к результатам детского творчества;
7.
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи;
8.
соблюдение в работе детского сада и начальной школы
преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании
образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления
предметного обучения.